28 Окт Профессии всякие важны, профессии всякие вредны
Почему так больно терять профессию? Может, мы боимся потерять что-то большее, а не только зарплату?
В силу чего мы выбираем ту или иную профессию? В силу наклонностей и талантов. Человек, расположенный к творчеству, ни за что не пойдет работать контролером в общественном транспорте, а тем паче надзирателем в тюрьме. И наоборот. А если случается, что профессия выбрана неправильно, то и расплачиваться человеку приходится всю жизнь. Мы проводим на работе половину своей жизни. Поэтому отрицать влияние профессии на человека и его взаимоотношения с миром – невозможно.
Поняв это, даже не удивишься, когда зашедшая в трамвай сонная женщина вдруг объявит: “Здравствуйте, дети! Можете сесть”.
Или, пожимая руку дядечке, услышишь: «Меня переполняет неземная радость от знакомства с вами». Автоматически отвечаешь: «И я рад познакомиться с настоящим астрономом».
Неудобство создает приветствие гинекологов, когда тебя, мужчину, с живейшим интересом спрашивают: «Как животик?».
А потом ловишь самого себя, что первый вопрос при знакомстве: «Что мешает тебе быть счастливым?».
И все же есть некоторые особенно «вредные» для психики профессии.
Первая из них – работа в правоохранительных органах. Общение по 8-10 часов с убийцами, мошенниками, людьми с искаженными интересами, целями, является серьезным испытанием для профессионалов.
Можно вспомнить, как несколько лет назад СМИ возмущенно рассказывали о том, как бывшие следователи, прокурорские работники, оперативники из милицейского ведомства ушли в криминал.
Вторая «вредная» профессия уже упоминалась – это учителя, особенно учителя младшей школы. У педагогов в 70% случаев происходят изменения психики, которые попросту, ненаучно можно назвать “одитячивание” или инфантилизация.
Такого учителя младшей школы очень легко узнать: он всегда поучает и, причем, поучает с пафосом азбучным истинам. Недавно в парламенте Турции обсуждался вопрос о юридическом ограничении некоторых прав представителей этой профессии.
Совершенно серьезно предлагали при стаже более восьми лет в данной профессии, запрещать человеку быть присяжным заседателем, а если стаж больше 15-ти лет – лишать избирательного права. Обоснование очень простое – преподаватель младших классов на весь мир смотрит как на детей, и сложные проблемы он подчас хочет решать, как будто это проблемы школьного класса.
Не только турки, но и наблюдательный украинец может заметить, как через пять лет работы в глазах некоторых представителей этой профессии появляется ирония и превосходство – своеобразный способ эмоциональной защиты, а в голосе – командирские и менторские нотки. Забывая, что профессия – всего лишь социальная роль, человек становится учителем по жизни. Страдают от этого близкие – дом превращается из квартиры №16 в школу №16.
Список самых «вредных» профессий замыкают психиатры. У некоторых из них со временем мышление уподобляется мыслям и логике пациентов.
Как не вспомнить случай, когда в одной больнице главврач перед Новым Годом приказал прибить елку к потолку, в целях пожарной безопасности. Впрочем, это диагноз. И скорее диагноз не профессия, а должность. Как правило, управленцы лишь на работе командуют окружающими, а дома ситуация меняется с точностью до наоборот.
В том, что с психиатрами не все так запущено, показывает пример с З. Фрейдом. Его внимание к либидо не является секретом даже для широкой публики, и, тем не менее, на вопрос дочери: «Папа, мне приснился странный сон, что ты угощаешь меня бананом. Что бы это могло означать?» он ответил: «Иногда банан – это просто банан». Радует, что исключения таки бывают.
Вообще, в народе полагают, что из всех врачебных профессий сильнее всех достается психике гинеколога. Не знаю так ли, но если подумать… Каждый день вы вынуждены брать в руки свои любимые конфеты и заворачивать их в обертки… Через две недели от запаха конфет будет тошнить, а через полгода вы не заметите разницы между морскими голышами и грильяжем в шоколаде…
Или стоматологи… не удивляйтесь, если эти спецы, упорно не узнают вас по лицу и даже по фамилии. Улыбнитесь. Наверняка сработает – ведь вы покажете свои зубы.
Для некоторых из стоматологов поцелуй – лучшая диагностика, обшаривая зубы языком, они способны найти ответ на массу сложных вопросов: «Как наш пульпитик?», «Как легла пломба?».
Профессии ученого, математика, физика способствуют заострению шизоидных черт характера. Вечная попытка проверить алгеброй гармонию, вычислить формулу: смысла жизни, или успеха, или счастья… Помните, как в фильме «Формула любви» граф Калиостро поседел за одну ночь? Думаете, из-за девушки, которая ушла к другому? А вот и нет – формула оказалась неправильной! Многие представители этих профессий очень сложны как семейные партнеры: их чувства нестойки, причудливы, часто вытесняются научными интересами.
Несколько слов о банкирах. Большие деньги представляют и большую опасность. Из-за этого напряжение, подозрительность: «А что, если друзья тянутся только к моим деньгам, а не ко мне?!» К тому же деньги требуют к себе большого внимания: они дешевеют, их надо сохранять и приумножать, то есть чем больше человек зарабатывает, тем больше он вынужден работать, и уже непонятно, деньги работают на него или он на них.
Характер, безусловно, влияет на выбор профессии, а потом профессия, безусловно, влияет на характер.
Важно четко знать – где заканчивается наша работа и где начинается отдых, начинаются иные (дружеские, семейные) отношения.
Тогда воздействие профессии на психику смягчается, а бегство от самого себя в работу останавливается.
Владимир Сорока
No Comments